ЗакрытьЗакрыть меню

Жизнь — слишком ценная штука, чтобы тратить её на чтение блогов.

МенюОткрыть меню

Как правильно ездить в поездах

За свою короткую жизнь я успел проехать в поездах железной дороги Беларуси почти сто тысяч километров. Поэтому, думаю, смело могу делиться советами о том как устроена культура и правила проезда в поездах. Это будет полезно знать тем, кто давно не пользовался услугами железной дороги или вовсе поедет на поезде впервые.

Как правильно ездить в поездах

Как купить билет на поезд?

Для начала стоит узнать ходят ли поезда в тот край куда вы собрались. Проще всего это сделать через интернет. У Белорусской железной дороги на официальном сайте есть раздел, в котором можно не только посмотреть расписание поездов между двумя городами, но и возможность автоматического подбора возможных маршрутов с несколькими пересадками, в случае если на одном поезде доехать в нужное место у вас не получается. (rasp.rw.by)

В кассе

Думаю, с кассами все понятно, сообщаете на каком поезде хотите ехать и оплачиваете билет. При чем, достаточно сообщить откуда и куда хотите доехать, дату и время поездки и в каком типе вагона (если есть выбор). Но постарайтесь определиться с поездом до того как занимаете очередь в кассу, потому что, задавая лишние вопросы кассирше, будете задерживать и раздражать стоящих за вами в очереди. Определиться с поездом, стоимостью билета и всеми остальными вопросами можно в окне справки, которое всегда свободно.

Через интернет (электронная регистрация)

Чтобы купить билет на поезд через интернет, необходимо зарегистрироваться на сайте Белорусской железной дороги в разделе poezd.rw.by. А дальше там все подробно описано. Входите на сайт под своим именем пользователя (чувствителен к регистру), соглашаетесь с правилами, указываете маршрут и дату поездки, далее выбираете поезд и вагон из предложенного списка (если нажать на номер вагона, то откроется список свободных мест), указываете фамилию, имя, отчество и номер документа удостоверяющего личность, желаемое место, все подтверждаете и переходите к оплате. Оплатить на данный момент можно с помощью карточки или через интернет-банкинг Беларусбанка, в ближайшее время, возможно, вернут способ оплаты через систему «Расчет».

При выборе поезда специальным значком (ЭР) указывается возможна ли на нем электронная регистрация. Если электронная регистрация отсутствует, то после оплаты билета через интернет придется ещё и сходить на вокзал, чтобы его распечатали как обычный билет. Кассиру при этом надо сообщить номер билета и предоставить документ удостоверяющий личность, на который этот билет был зарегистрирован. Если электронная регистрация возможна, то сделать её можно во время оплаты или после (в личном кабинете). Но у вас есть выбор делать электронную регистрацию или нет. Более того, даже после электронной регистрации билет можно распечатать в кассе, но не позднее чем за час до отправления поезда, электронная регистрация при этом отменяется и вы едете по билету. Если же садиться на поезд по электронной регистрации, то достаточно предъявить проводнику документ удостоверяющий личность, на который был зарегистрирован билет.

В настоящее время купить билет через интернет можно только на поезда международных линий ближнего зарубежья, межрегиональных линий и региональных линий бизнес-класса.

Через терминал на вокзале

На данный момент не очень широко распространена, но уже доступна возможность покупки билетов с помощью банковской карточки в специальном терминале. При этом вы выбираете маршрут, оплачиваете и получаете чек-билет. Так можно оплачивать проезд на поездах региональных линий.

В поезде у кассира (контролера)

В поездах региональных линий есть кассиры (контролеры), которые продают билеты. Но так выходит дороже и купить можно не в каждом поезде, поэтому, во избежание неприятных ситуаций лучше этот вариант отбросить.

Бронирование билетов

Билеты на поезд можно предварительно забронировать, позвонив в местный вокзал. Но стоит учитывать, что билеты не бронируют в день поездки и в бронировании порой могут отказать по мифическим причинам.

Как купить билет, если свободных мест уже нет?

Если вы знаете что поезд идет в необходимый вам населенный пункт, а билетов нет, то можно попробовать купить билет до следующей станции (как не удивительно, может быть) или до предыдущей и взять второй билет до необходимой. Выйдет дороже, но вы благополучно доберетесь до пункта назначения.

Если в поезде свободные места заканчиваются ещё за несколько дней до отправления, то скорее всего будут добавлены дополнительные вагоны, главное не проморгать этот момент, потому что в них места тоже будут быстро раскуплены. В больших и популярных поездах почти каждый час кто-то сдает билет, который вы можете купить. Свободные билеты появляются вплоть до отправления. И если интенсивно следить за их наличием (например, через интернет), то можно довольно быстро купить билет на любой поезд.

Как купить билет дешевле?

Самый дешевый способ передвижения — на поездах региональных линий. Поезда межрегиональных линий обычно дешевле, чем международные. В менее комфортабельных вагонах места дешевле, о типах вагонов написано ниже. Если необходимо ехать за границу, то обычно выходит дешевле взять два билета: один до приграничного населенного пункта и второй до места назначения.

Как ездить на поездах бесплатно?

Для этого необходимо быть работником железных дорог или иметь родственников, являющихся таковыми. У работников есть льгота в виде бесплатных билетов. Иначе — зайцем, что не так уж сложно. Просто заходим в вагон в качестве провожающего и прячемся до тех пор пока не проверят билеты (а в вагоне плацкартного типа для этого достаточно места). Дальше не привлекаем внимание, не занимаем чужих мест и спокойно выходим где надо. Но я не видел ни разу чтобы так кто-то делал и вам не советую.

 

Что должен знать пассажир поезда

Теперь немного об основных и актуальных правилах, нормах и традициях, действующих на железной дороге. Помните, что в первую очередь вы должны оставаться человеком. Заходя в вагон, вы все еще находитесь в общественном месте, а не у себя дома. Поэтому, уважительно относитесь к окружающим вас людям.

Время

Поезд отправляется и прибывает в строго определенное время. За исключением редких случаев. Никто не будет вас ждать. Если опоздаете хоть на минуту — будете догонять на другом транспорте или ждать следующий.

Виды поездов и типы вагонов

Поезда региональных линий:

  • Поезда региональных линий эконом-класса (дизели) не имеют строгой нумерации мест, куда успели туда сели, а может и стоять придется. Здесь вы лучше всего сплотитесь с народом и насладитесь его культурой.
  • Поезда региональных линий бизнес-класса — наиболее быстрые и предпочтительные для постоянных поездок в близлежащий город. Здесь строгая нумерация сидячих мест по билетам. Внутренний дизайн напоминает автобусы.

 Поезда межрегиональных и международных линий:

  • Общий вагон иногда имеет сидячие места или общие скамейки (как в дизеле), но обычно это плацкартный вагон с размещением по три человека на одну нижнюю полку (81 место). Если все места заняты, то ехать, мягко говоря, неудобно. Более опытные при дальних поездках в таких вагонах сразу ложатся спать на верхнюю полку.
  • Сидячий вагон наиболее удобен при поездках на короткие расстояния, когда вам не понадобится ложиться. Чаще всего имеет расположение в два ряда по два удобных места для сидения (62 места). Нечетные места у окна, четные возле прохода.
  • Плацкартный вагон имеет открытые купе по четыре плюс два боковых места (52 места). Места представляют из себя полки (верхние и нижние). В старых поездах полки твердые, в новых мягкие. В любом случае для дальних поездок есть матрас.
  • Купейный вагон (купированный) имеет закрытые купе по четыре места (36 мест). Как и в плацкарте, места представляют из себя верхние и нижние полки. Здесь они всегда мягкие и более просторные. В купейном вагоне есть женские (Ж) и мужские (М) места. Обычно есть зеркало, локальное и общее освещение с выключателями, розетка, коврик. Что еще надо для счастья? :)
  • Спальный вагон (СВ) в большинстве случаев представляет из себя купейный вагон, в котором нет верхних полок, все нижние. Соответственно, мест в два раза меньше и по два на купе. Могут быть еще какие-нибудь плюшки, но я не мажор и в СВ не катался, так как он в два раза дороже купейного и присутствует обычно в международных поездах.

Как выбрать хорошее (нижнее) место в вагоне

В интернете (на сайте БЖД) есть схемы расположения мест в вагоне. Найти можно по запросу «расположение мест в вагоне». Но на некоторые новые вагоны или поезда других стран схем может не быть. Почти всегда в плацкартных и купейных вагонах нижние места имеют нечетные номера (1,3,5), а верхние четные (2,4,6).

В плацкартном вагоне не стоит брать 37 и 38 места, они расположены возле двери к туалету и покоя вам не будет. Также излишнему шуму, свету и запаху подвержены места в конце и в начале плацкартного вагона (1-4, 33-38, 53-54 места). В третьем и шестом купе плацкартного вагона обычно расположен аварийный выход и окна не открываются, что летом может стать проблемой. В поездах региональных линий бизнес-класса есть боковые места, которые не очень удобны.

Багаж (ручная кладь)

Есть правила перевозки багажа: сумок, велосипедов, животных и прочего. Правила можно найти на сайте железной дороги. В абсолютном большинстве случаев никто не будет к вам придираться, если багаж будет больше того, что указан в правилах (дорожная сумка или средний чемодан). Но в исключительных случаях, если выйти за рамки разумного, перевозить что-то грязное, вонючее, кусачее и тому подобное, то могут не пустить или попросить оплатить в кассе дополнительное место.

Место для багажа под нижней полкой принадлежит человеку, который занимает эту полку. Но принято, что кто угодно кладет туда свой багаж, если хозяин полки не возмущается, а он обычно не возмущается, если там есть место.

Если из вашей ручной клади или с куртки капает вода, в сумке есть что-то мороженое, что может потечь, то не кладите их сверху и не вешайте над людьми, это и правилами запрещено и неудобства доставите себе и окружающим.

Туалет

В любом поезде всегда есть туалет. В региональных поездах их 1 или 2 на поезд и располагается туалет в первом вагоне или где-нибудь еще. Главное что он там есть и вы при желании можете им воспользоваться. В межрегиональных поездах туалета два на вагон: в начале и в конце. Большинство людей предпочитают идти в конец вагона, хотя в начале точно такой же туалет и чаще бывает открыт.

Стоит помнить, что туалет закрывают за полчаса перед крупными городами и за полчаса до прибытия. На остановках пользоваться туалетом нельзя. Если уж получилось так, что вы оказались там в тот момент когда поезд остановился, то во избежание неприятной ситуации не смывайте и не включайте воду, пока не тронется. Новые типы туалетов (вакуумные) не закрывают и пользоваться можно в любое время.

Распределение мест в вагоне

Если в вагоне строго распределены места, то садиться надо на то, что указано у вас в билете. При этом, принято что, если хозяин нижней полки не хочет ложиться, то хозяин верхней полки может сидеть на нижней со стороны прохода, а хозяин нижней полки садится у окна. То же самое с боковыми местами в плацкартных вагонах, здесь хозяин нижней полки обычно садится со стороны конца вагона, а хозяин верхней со стороны начала вагона. Если хозяин нижней полки хочет лечь, то уведомляет соседа и просит освободить место.

Если хочется пересесть (поменяться местами)

Наверное, в каждой третьей поездке меня просят поменяться местами, потому что я стараюсь всегда ездить на нижней полке, а менее проворные бабушки, дедушки и мамочки чаще получают нижнюю полку именно уговорами. И когда-то меня это не смущало, пока не надоело. Если же речь идет о равнозначных местах для того чтобы сесть с кем-то рядом, то люди охотно меняются, и в дальних поездках на всякий случай уведомляют об этом проводника.

Если хочется перейти в другой вагон, то это тоже обычно не составляет проблемы. Но надо дождаться пока проводник проверит и заберет ваш билет, чтобы ей потом не пришлось искать вас по всему поезду.

Как не проспать остановку?

В вагонах с распределенными местами, если билеты забирают на время поездки, то проводник разбудит вас за полчаса до прибытия и отдаст билет. Но, если вам надо выйти раньше, чем станция до которой вы купили билет (по случайности или специально), то не забудьте об этом предупредить проводника.

Перед крупными станциями или перед конечной будят гораздо раньше (за час до прибытия). Поэтому, если вам не надо в туалет, можете не обращать внимание и ещё поспать.

Постельное белье

В Беларуси постельное белье нельзя оплатить вместе с билетом, оно оплачивается в вагоне после посадки и отправления. Стоит постельное белье на данный момент 11 тысяч белорусских рублей (в СВ и фирменных поездах дороже). После того как получили постельное белье, можете брать одеяло, доставать матрас с подушкой и все это дело заправлять.

Заправляется самостоятельно или с помощью проводника, если вы инвалид, пожилой или просто больной. Убирать не обязательно, но принято самостоятельно собирать постельное белье, относить к проводнику и оставлять рядом с первым купе.

Если постельное белье вы не оплачиваете, то и матрасом с подушкой вам запрещают пользоваться.

Курение, распитие спиртных напитков и шум

Это то, чего быть не должно, но всегда присутствует. Курение в тамбурах поездов Беларуси запрещено (кроме международных) и за это положен штраф, но это никого не останавливает и после небольшого шухера все продолжают курить. Распивать спиртные напитки и шуметь также запрещено, но на практике максимум что за это бывает — это замечание проводника, а затем ещё одно и так до тех пор пока у неё нервов хватит. Но не стоит забывать что всему есть предел, в любой момент может прийти милиция и высадить вас на ближайшей станции.

Еда и чай

У проводника можно купить чай, воду и всякие сладости. Полный прайс есть на двери проводника или в купе. Выбор очень скромный и нормально не поешь, но скрасить дорогу можно. Продукция не дорогая, но цены гораздо выше, чем в крупных продуктовых магазинах.

Постарайтесь не брать скоропортящиеся продукты из мяса и яиц в дальнюю дорогу, которая затянется больше чем на день. В крайнем случае можете попросить проводника положить ваши продукты в холодильник.

Не покупайте булочки и беляши на станциях, ради вашего же здоровья. В дальней дороге лучше всего питаться овощами и фруктами.

Носки и прочие запахи

Почти в каждом вагоне обязательно находится человек с грязными носками. И если вы не желаете быть главной вонючкой вагона, то перед отправлением на поезд позаботьтесь чтобы у вас были чистые носки. Есть еще множество источников резкого запаха (например, некоторая еда), постарайтесь на раздражать ими окружающих.

Интернет и розетки

Так уж повелось, что поезда Белорусских железных дорог обходят стороной технический прогресс. Никакого интернета в поезде конечно же нет. Более того, мобильная связь годится только для разговоров (GSM) и та часто пропадает. Розетки есть только в СВ и купейных вагонах, могут не работать, тогда надо попросить проводника включить и, если вагон исправен, они заработают. В плацкартных вагонах розетки либо не работают либо их даже не пытаются включать.

Начальник поезда

Начальник поезда — это самый главный орган на время вашей поездки. У него находится книга замечаний и предложений, к нему можно обратиться с любой жалобой, проблемой и вопросом. Этот человек может разрешить вам то, что запрещено всеми остальными органами. Так что в случаях неразрешимых проблем обращайтесь к нему и обязательно придете к консенсусу. Найти начальника можно в одном из купейных вагонов, где именно спрашивайте у проводника.

 

Через пару недель доберусь до своего архива и добавлю в статью больше фотографий. На этом, пока, все. Статья обязательно будет дополняться, ведь невозможно вспомнить все и сразу. Если у вас есть дополнения, замечания, пожелания или отзывы о железной дороге и поездках по ней — пишите комментарии.

Те, для кого статья показалась маленькой, могут посмотреть ещё и краткий видео-обзор выставочного поезда РЖД, который в 2012 году приезжал в Беларусь.


Один комментарий к записи “Как правильно ездить в поездах”

  1. Инесса:

    А что же Вы не написали о правилах нижней полки, как СПАЛЬНОГО места.

Прокомментировать